Исаак Левитан и Плес

В 1887—1890 годах, в течение четырёх лет, Левитан каждый год проводил по несколько месяцев на Волге. Во время второй из этих поездок, проходившей с апреля по октябрь 1888 года, Левитан и сопровождавшие его художники Софья Кувшинникова и Алексей Степанов значительную часть времени провели в Плёсе — небольшом городе, расположенном на правом берегу Волги (в XIX веке Плёс принадлежал к Костромской губернии, а в XX веке вошёл в Приволжский район Ивановской области). Левитан приезжал в Плёс в течение трёх лет, с 1888 по 1890 год, и там были задуманы и созданы многие его картины.
Ветхий дворик
1888
В 1888 году Левитан жил в Заречье в мезонине небольшого каменного дома. Здесь же снимала комнату его спутница — Софья Кувшинникова. Несколько позднее Левитан запечатлел этот уголок на своей картине «Ветхий дворик».
Из воспоминаний Софьи Кувшинниковой: Наконец добрались до Плеса. Он сразу нас обворожил, и мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим. Мы нашли две комнатки недалеко от берега и с помощью сена, ковров, двух столов и нескольких скамеек устроили бивуак. Бесшабашная жизнь нашей богемы конечно и здесь произвела сильное впечатление. Художник и здесь оказался невиданной птицей. Пошли расспросы и разговоры: кто? как? зачем? почему? На базаре сообщались о нас все новости: что едим, куда ходим и т.д. Но как-то это скоро все затихло. К нам быстро стали привыкать, да и мы притерпелись.
На следующее лето, в 1889 году, Левитан поселился в слободе Заречье, в и поныне сохранившимся большом старинном двухэтажном каменном здании (бывший дом Солодовникова - в настоящее время размещается музей И. И. Левитана), принадлежавшее тогда купцу Грошеву. Во втором этаже этого дома Левитан снимал залу.
Дом-музей Левитана


Очередная поездка Левитана на Волгу состоялась летом 1890 года. Из Плёса Левитан ездил в Кострому, Кинешму, Юрьевец. Впечатления от Кривоозерского монастыря под Юрьевцем, Троицкого церковного ансамбля в Плёсе, переплетясь с воспоминаниями о подмосковной Саввиной слободе, породили темы картин «Тихая обитель» и «Вечерний звон». Софья Кувшинникова вспоминала о том, как долго вынашивал Левитан мотив картины «Тихая обитель». За это время Левитаном было написано много замечательных работ непосредственно на натуре или позднее по памяти. Среди них более двадцати картин и множество этюдов, которые, по словам Михаила Нестерова: «Послужили основой для настоящей известности Левитана». По свидетельству писателя Северцева-Полилова, встречавшегося с Левитаном в Плесе это лето художник прожил в доме, принадлежавшем Философовым.
информация взята из википедии